џндекс.Њетрика
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Толстой Лев Николаевич

Толсто́й Лев Николаевич (1828—1910), граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почётный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852—54), «Юность» (1855—57), исследование «текучести» внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий «неправду» сословных отношений, проходит через всё его творчество. В повести «Казаки» (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея «Война и мир» (1863—69) воссоздаёт жизнь различных слоёв русского общества в Отечественную войну 1812, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном I. Исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с её «роевым» сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе «Анна Каренина» (1873—77) — о трагедии женщины во власти разрушительной «преступной» страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев. «Тайновидец плоти» (по выражению Д. С. Мережковского), Толстой утверждает самоценность жизни как таковой в её бесконечности и неуправляемой переменчивости. С конца 1870-х гг. переживавший духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и «опрощения» (породившей движение «толстовства»), Толстой приходит ко всё более непримиримой критике общественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучён от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада «образованных классов»: роман «Воскресение» (1889—99), повесть «Крейцерова соната» (1887—89), драмы «Живой труп» (1900, опубликована в 1911) и «Власть тьмы» (1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести «Смерть Ивана Ильича», 1884—86, «Отец Сергий», 1890—98, «Хаджи-Мурат», 1896—1904). В сочинениях морализаторского характера («В чём моя вера?», 1884; «народные рассказы»), публицистике («Не могу молчать», опубликовано за границей в 1908), в «Исповеди» (1879—82) христианское учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием. Стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из дома в Ясной Поляне; умер на станции Астапово.
 
Рейтинг@Mail.ru